В 2015 году в России значительно возрос уровень преступности, а вслед за этим выросло число арестов и снизилось число применения альтернативных мер пресечения. В результате СИЗО переполнены, кое-где подследственные вынуждены спать по очереди, пишет РБК со ссылкой на данные официальных ведомств.
Так, судебный департамент при Верховном суде РФ отмечает, что в прошлом году следственные органы подали на 4,5% больше (154 тысячи) ходатайств об аресте подозреваемых. Традиционно суды удовлетворили более 90% таких просьб. На 10% (до 230 тысяч) возросло число ходатайств о продлении арестов, 98% были удовлетворены судами. При этом домашний арест и залог в качестве меры пресечения были избраны только для 3,5% обвиняемых. Под домашний арест были взяты 4,7 тысячи человек, залог применили только к 190 обвиняемым.
"Чтобы ситуация изменилась, высшая судебная инстанция должна дать разъяснение судьям, что залог и домашний арест должны применяться в равных долях от числа арестов", - полагает адвокат Алексей Михальчик.
Глава Комитета по предотвращению пыток и член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин связывает увеличение числа арестов с ростом преступности. По его мнению, следователи перестраховываются и просят суды об арестах, однако преступлений стало больше и изоляторов уже не хватает.
Как отмечает РБК, подводя итоги 2015 года, генпрокурор Юрий Чайка говорил о росте преступлений на 9%, в основном за счет краж - их за 12 месяцев произошло 996 тысяч, если верить статистике МВД. Стоит отметить, в настоящее время Госдума рассматривает предложение председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева снизить с пяти до одной тысячи рублей минимальный ущерб, в случае причинения которого кражи расследуются в уголовной, а не административной плоскости. В случае принятия поправок в законодательство статистика по уровню преступности изменится - за счет изменения меры ответственности.
По данным ФСИН на 1 марта, в российских следственных изоляторах содержится 120,8 тысячи человек - при том, что в прошлом году арестантов было от 114 до 116 тысяч. Несмотря на незначительное изменение абсолютных цифр, многие СИЗО оказались переполненными, утверждает Каляпин.
"Пару лет назад в изоляторах, где я бываю, были свободные места, а сейчас там появились вторые и третьи ярусы коек, заключенные начинают спать в две смены. Мы возвращаемся к ситуации, которая была в изоляторах в 1990-е годы", - говорит правозащитник.
Адвокат Михальчик подтверждает, что мест не хватает даже в женских изоляторах: "Женский изолятор в Печатниках долгое время был одним из самых комфортных и незагруженных, но даже там сейчас приходится спать посменно. А в изоляторах N2, 3 и 4 в Москве перегруз начался уже год назад, там ситуация гораздо хуже".
Глава Комитета по предотвращению пыток отмечает, что увеличение числа арестантов влечет за собой нарушение санитарных норм и возникновение конфликтов между заключенными, которые закономерно начинают создавать преступные группировки уже внутри СИЗО. Стоит отметить, на проблему с условиями содержания в российских СИЗО неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека.
В феврале секретарь Общественной палаты Александр Бречалов после встречи с генеральным прокурором Юрием Чайкой направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором просил разобраться с тяжелой ситуацией в следственных изоляторах.
Как отмечалось, особо сложная ситуация наблюдается в столичных СИЗО. Еще в июне прошлого года палата заявляла, что изоляторы Москвы переполнены на 25% - при лимите в 8657 мест них содержится 10 927 человек. К такому выводу члены ОП пришли после посещения столичного СИЗО-2 "Бутырка". Тогда заместитель прокурора Москвы Борис Марков согласился с тем, что от 15 до 20% людей находятся под стражей необоснованно.
Во ФСИН подготовили законопроект, обязывающий суд учитывать наполненность СИЗО при избрании меры пресечения, сообщала газета "Коммерсант". Правозащитники приветствовали тот факт, что ведомство наконец обратило внимание на проблему.
"Мы посетили психиатрическую больницу "Бутырки", куда привозят людей, причинивших себе серьезные увечья. И я там впервые за шесть лет увидела людей, которые пытались покончить с собой просто потому, что им в камере негде было спать. Раньше люди вскрывали себе вены из-за вымогательств, конфликтов, болезни, мук совести - но из-за нехватки сна такое произошло впервые", - рассказала правозащитница Анна Каретникова. По ее словам, в начале года в "Бутырке" на восьми квадратных метрах содержались по 18 арестованных.